На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пять эссе о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer). Марина Зоткина

Эссе «Креатив. Понятие и процесс».

Понятие Креатива.

Понятий креатива множество, большинство из них связано с рекламой или продвижением, но понятно, что креатив актуален и возможен не только в рекламной деятельности, но и в других сферах. Чтобы понять как заниматься кративом и в какой сфере это возможно, нужно понять что это такое и чем креатив отличается от: творчества, инновации и пр.

Креaтив (Креaтивнoсть) – термин прoисхoдит oт лaтинскoгo слoвa, oзнaчaющегo «твoрчествo» «сoтвoрение чёгoo из ничегo». В зaпaднoеврoпейскoй трaдиции этим терминoм oбычнo нaзывaют некий технoлoгический элемент твoрчествa. В Рoссии же этoт термин oтнoсительнo нoв, не всегдa дo кoнцa пoнят и пoтoму вoспринимaется гoрaздo шире.

Пoнятия «твoрчествo» и «креaтивнoсть» не синoнимичны. Твoрческий прoцесс – этo первooснoвa креaтивa, oн oснoвывaется нa вдoхнoвении aвтoрa, егo спoсoбнoстях, трaдициях, кoтoрым следует aвтoр. Глaвнoй же сoстaвляющей креaтивa является прaгмaтический элемент, тo есть изнaчaльнoе знaние, зaчем, для чегo нужнo чтo-тo сoздaвaть, для кoгo нужнo чтo-тo сoздaвaть, кaк нужнo чтo-тo сoздaвaть и, сoбственнo, чтo именнo нужнo сoздaвaть.

Люди твoрческие (худoжники, кoмпoзитoры, писaтели) кaк прaвилo, не зaдaют себе этих вoпрoсoв и твoрят, рукoвoдствуясь сoбственными нaстрoениями и эмoциями.

Тaким oбрaзoм, креaтивнoсть – этo всегo лишь технoлoгия oргaнизaции твoрческoгo прoцессa [1].

Мне очень понятно и близко следующее определение. Креатив как процесс - это творческое осмысление прикладной задачи, решение которой обычно приводит к успеху того или иного бизнес-процесса [5].

Задачи креатива.

Я вижу 3 направления, в рамках которых можно применять креативные идеи и разработки:

  1. Креатив ради бизнеса (прибыли). Т.е. создать новый продукт, чтобы не было конкурентов. При этом необходимо создать спрос на этот продукт (креативная реклама).

  2. Креатив ради идеи (чистое творчество) – дано творческим людям, которые живут идеей создания нового (дизайнеры, архитекторы, художники, ...). На первом месте – оригинальность, интересность. На втором – практичность. Зарабатывание денег – не самый важный для них вопрос.

  3. Креатив ради развития. Идея развития компании или деятельности приводит к идее использования креатива (креативные идеи перерастают в инновационные разработки, что ведет к развитию или расширению бизнеса).

 

Технологизация vs креатив. Взаимодополнение или противопоставление?

Как взаимосвязаны между собой креативная деятельность и деятельность по технологизации процессов или это взаимоисключающие друг друга процессы? Я считаю, что технологизация должна дополнять, а точнее обеспечивать креативные разработки, но одновременно эти процессы существовать не могут.

Креатив – в проекте, при создании проектной идеи, замысла. Технологизация – второй этап, после превращения идеи в жизнь, должна быть технологизация процессов по обеспечению новой креативной разработки.

Креатив не знает границ и законов реальности, но все-таки направлен на решение конкретной задачи, а на этапе разработки и внедрения чего-либо не должно быть креатива (либо он должен иметь место лишь в продвижении готового продукта, а не в его разработке), т.к. задача претворить идею в реальную жизнь. На этапе проектной идеи можно создавать летающий автомобиль (креатив), но на этапе реального создания включаются законы физики и пр. Но без креатива нет ничего нового. Уверена, что и летающий автомобиль из креативной идеи и концепт-разработок скоро превратится в реальный продукт массового использования.

Ценность креатива в том, что без него невозможно прорыва, создания чего-то нового.

Для нашей команды доля креатива теряется, уходит в рутину, в технологически описанные процедуры. Этап креатива прошел, проектные идеи придуманы, теперь они оформляются в технологические конструкции, которые ставятся на поток (конвейер). И чем больше поток, тем меньше времени остается на креатив.

Как я понимаю креатив и принципиальный процесс креативной работы (см. Рис 1).

Рис. 1. Понятие креатива

В данной схеме креатив представлен как творческое решение или осмысление прикладной задачи в соответствии с целями и задачами организации (бизнеса), конкретного лица, …

Креативный процесс можно представить как один из этапов создания чего-то нового или развития деятельности (см. Рис. 2).

Рис. 2. Место креативного процесса.

Необходимость креатива.

Креатив возможен и необходим:

А) в тех областях, где без него невозможно создать продукт (дизайн, реклама, …).

Б) В случае кризиса, стопора, когда созданные продукты больше не востребованы или востребованы не в той мере. Тогда возникает задача включать креатив и переходить от стадии готовых продуктов к стадии креатива, создания новой идеи, а затем и нового продукта.

Процесс креатива.

Процесс креатива требует сосредоточенности и отключения от текущей деятельности. Чтобы достичь такой сосредоточенности для креативной деятельности, нужно:

1. Говорить на необходимую тему вслух, обсуждать ее (мозговой штурм, диктофон). Это позволяет думать сфокусировано, не отвлекаясь.

2. Писать на необходимую тему. Когда мы записываем новую идею мы, безусловно, сосредоточены. Мы вынуждены думать, что писать дальше. Идеи приходят постоянно. Именно так работают писатели.

3. Также, по наблюдениям некоторых творческих людей, сосредоточиться помогают прогулки по незнакомым местам, когда идешь и мысли находятся в свободном полете, кругом незнакомые люди, улицы, дома, машины [5].

Методы (технологии) креатива:

Одна из задач – использование креативных наработок в наших работах в те моменты, когда это необходимо, а не когда пришло озарение. Для этого должны быть определены (по возможности) стратегии креативной работы. Если это не чистое творчество, то этот процесс может быть каким-то образом описан.

 

«Технологии» креатива:

  1. Естественные / природные креативные способности. Творческие озарения – невозможно технологизировать.

  2. Списки воспроизводящихся ошибок. Списки контрольных вопросов (Check-List). Не всегда можно сказать "как надо", но очень часто можно указать: "как точно НЕ надо" - тем самым, создавая предпосылки для решения творческой задачи. Если просто не делать типовых ошибок, которые обычно делают другие в аналогичной ситуации, можно получить некоторый полезный результат, который в ряде случаев может быть воспринят, как творческий.

  3. Коллекция типовых решений / идей. Коллекция штампов» - одна из распространенных стратегий креатива – если ею правильно пользоваться.

  4. Введение нерегулярности / случайности. Есть масса свидетельств: чтобы «сбить» психологические барьеры инерции мышления с проторенной дорожки, нужен некоторый качественный скачок. Один из приемов управления сознанием, направлением мысли – намеренное введение случайности.

  5. Единичные / отдельные эвристики, приемы. В отличие от конкретных, типовых решений, «формула семейства» творческих решений в рамках ТРИЗ получила название приём (синонимы: стратагема, стратегия, информационная эвристика, методический или тактический прием и т.п.). Прием можно выявить, описать и затем осознанно использовать.

  6. Система приемов / эвристик. Нужно освоить всего несколько приемов / эвристик. Недостаток этого подхода – неумение решать задачи, лежащие за пределами этих нескольких приемов… [4].

Креатив и аутсорсинг.

Одна из идей, которая сейчас обсуждается в Интернет пространстве – создание Open Concept [5] (свободные креативные идеи), по аналогии с Open Source (открытый программный код, в свободном доступе). Open Concept – место, где могут выкладываться различные креативные идеи, которые рождаются в головах креативных людей, но так и не доходят до реализации в виду разных причин. Таким образом, можно находить нужную идею в Open Concept пространстве и реализовывать ее под свои цели и задачи. С одной стороны можно говорить о том, что чужие идеи тяжело или невозможно реализовать, но с другой стороны – далеко не все могут заниматься креативом, но хорошо могут организовать процесс по реализации идеи.

Почему мало креатива? В т.ч. в нашей команде.

Мне кажется, есть несколько причин, из-за которых в нашем коллективе упал уровень креатива:

  1. Созданные продукты и так востребованы, и они приносят прибыль.

  2. «Креативить» сложно, требует включения воображения, мышления и пр. Сложно родить идею из головы. Креативные люди должны быть немного сумасшедшими.

  3. Из-за рутины нет времени на креатив («функционирование не дает возможности креативить»).

  4. Нет планов стратегического развития, не прописаны прогнозы и перспективы, которые могли бы быть основанием для проработки креативных идей на будущее.

 

Список литературы.

  1. Креатив. Понятие  http://www.seosuck.ru/ponyatie-kreativ.html

  2. Как оценить креатив: анализ эффективности творческой идеи. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005045

  3. Каверина Е.А. Феномен креатива и приемы создания креативных идей для специальных событий  http://www.panor.ru/upload/iblock/0c0/%20zrxyvkks%20i%20dkuj...

  4. Классификация технологий креатива.  http://www.triz-chance.ru/tk_0.php

  5. Что такое креатив?  http://www.ageofweb.ru/lib/creative/articles_creative.html

 

КОММЕНТАРИИ ЛЕВИНТОВА

Спасибо за очень интересное различение творчества и креатива. В целом эссе добротное и отвечает почти на все важные и нужные вопросы, но:

- само эссе не очень креативно (а очень хотелось бы)

- «добротно» это очень хорошо для всех, но для данного автора только хорошо.

Картина дня

наверх