На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Левинтов Творчество как онтологическое предчувствие

Банальное рассуждение о том, что в результате творчества рождаются стихи, картины, мелодии, фильмы и другие произведения искусства и науки, опровергается двумя простыми соображениями: основная масса этих изделий сильно попахивает простым и холодным производством, ничем и никак не вдохновленным, сделанным на заказ, с расчетом и под расчет – с одной стороны, а с другой – мы порой сталкиваемся с утилитарной обыденностью: полотенцами, одеждой, наличниками и другими подобными вещами, выполненными творчески, являющимися уникальными и совершенными.

Занятие творческим делом совершенно не гарантирует, что исполнитель творит, как невозможно требовать от священника трепетного и вдохновенного верования во время литургии.

Творчество возникает только при ощущении, что ты – на пороге открытия, достижения, проникновения, прорыва, откровения, именно на пороге, не смея сделать еще один шаг, туда, за пределы, останавливаемый и одергиваемый некоей таинственной силой, которая и привела тебя к этому порогу. Да, тебе дано лицезреть, ощущать, чувствовать, умопостигать, но далее – табу.

Остальных может восхищать и умилять: «божественно! боговдохновенно!», но автор с горечью в душе понимает, что это – всего лишь воплощение, искажение того, что он увидел и осознал, что его произведение далеко-далеко от совершенства.

Творчество – это всегда цизонтологическое состояние, когда кажется: вот-вот, и откроется вся тайна и красота мира, когда уже почти касаешься края его, очарованный и влекомый…

Почему творчество всегда неоднократно? Почему оно складывается в процесс, хотя и состоит из актов-попыток? Помимо притягательности приоткрываемой картины мира, властный зов и от усилий. Это очень похоже на секс, да, собственно, ничем и не отличается от него. Позывы любви не просто сродни позывам творчества. По сути это одно и то же – об этом свидетельствует опыт Создателя, творящего этот мир с любовью и непрерывно повторяющего «и это хорошо!».

Онтология недостижима, как непостижимы пути Господни, как непостижима Истина, как недосягаемы небеса (не космос, а именно небеса, залитые золотым светом, обиталище Сил и Вышнего, Горнего). Мы можем – и только в творческом порыве вдохновения – достигать порога, но именно это постижение и проникновение и есть творчество, а не махание кистью, или поиски рифмы, или поверка гармонии алгеброй. Онтологическое предчувствие и есть творчество, но ощущающему это предчувствие не до этого: он очарован открывающейся перед ним картиной мира и истиной, ему не до себя, он вообще вне себя, а потому нам кажется этот процесс творчества таинственным и непонятным: для стороннего наблюдателя он и в самом деле таинственен и непонятен, для стоящего на пороге – не до собственного состояния – успеть бы ухватить и запечатлеть. Тут рефлексия – под внутренним запретом: начал рефлексировать – экран гаснет. И это также сильно отличает творчество ото всех других деятельностей, где рефлексия и возможна и необходима.

И это восторженное предчувствие есть также и соприкосновение с бессмертием. Распахнувшийся онтологический горизонт неизменно вырывает из тебя алогичное, вопреки логике и всему твоему жизненному опыту, очевидное на пороге: «смерти нет».       

 

Картина дня

наверх