На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Левинтов.Что в человечестве человеческого?

Саранча в одиночку пролетает не более тридцати метров, но в стае она способна преодолеть, не садясь на землю, около 300 километров. Стайность придает ей силы, в 10 000 раз превозмогающие её индивидуальные.

У людей такого не бывает: приумножение сил нам даёт культура как достояние и результат существования человечества. Мы преодолеваем свои сотни километров не за счет своей социальности (стайности, стадности, косячности), а за счет тех очень немногих, кто смог оставить свой интеллектуальный след, независимо от того, как далеко от нас в пространстве и времени он находится.

   

Социальная пассионарность может довести Орду от монгольских степей до атлантического побережья, но источником этойпассионарности является вовсе не предводитель-харизматик, а голод. Мы знаем лишь один случай пассионарности, двинувший людей в путь не из-за голода, а вслед за вождем: Исход. Именно по этой причине будущие иудеи преодолели расстояние в 200 километров за сорок лет, хотя одинокому страннику для этого понадобилось бы всего несколько дней. И именно поэтому племена-народы номадов, двигающихся не по циклу, а векторально, затерялись в истории, а евреи продолжают свой Исход

Человечество – вовсе не сиюминутная биомасса, это и не сиюминутная, и не биомасса. Это некоторый сгусток ноосферы, самодвижущаяся капля (или брызги?) Разума.

Парадокс (феномен, проблема, очарование) человечества заключается не в том, что люди, вопреки (а, может, даже благодаря) ожесточенной внутривидовой борьбы не вымирают, более того – совершенствуются. Человечество предполагает за собой множество, но никому не дано сказать «мы, человечество», потому что это – не самоопределение, и даже не признание других. Должно пройти неопределенно долгое время после смерти человека для причисления его к человечеству.

Каждому человеку вменен категорический императив Канта, в той или иной формулировке, в такой:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»

Или в такой:

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Или в какой-либо другой.

Шансы остаться или попасть в человечество возникают не только, когда мы поступаем согласно с нравственным законом, но и когда мы только так и поступаем, следуем нравственному закону универсально, а не избирательно.

И берем на себя ответственность быть Богом.

Если под «человеческим» понимать:

- культуру

- интелехии (понимание, знание, осознание и т.п.)

- веру

- сантименты (в отличие от эмоций, внешне выражаемые чувства)

- духовность

- креативность

- и, наверно, что-нибудь ещё,

то кроме человеческого в человечестве больше ничего и нет. Но это значит, что человеческое всё явственнее в человечестве по мере удаления от социального. И все сравнения человека с приматами, насекомыми, травинками поля, деревьями леса – лишь неуклюжие попытки оскорбить в человеке и человечестве человеческое.

Человечество идет вперед – за своими светочами, освещающими собой, своим факельным горением, этот путь вперед. Мы следуем за ними: робко и неуверенно одни, твердо и смело – другие. Но мы идем вперед, в прошлое, обеспечивая этим бессмертие человечества. Это – не тупик. Ветхий Завет и Евангелия мы читаем и перечитываем, расширяя круг понимания и интерпретаций. То же самое происходит при чтении диалог Платона и романов Достоевского, созерцании работ Микеланджело и слушании Моцарта, Бетховена. В этом прошлом мы всё находим и находим новое и при этом удивляемся, как пародийно и уныло будущее, следующее за нами. 

Если на одном полюсе разместить человечество, а на противоположном – социум, то мы обнаружим некоторую стратегическую иерархию (понимая под стратегией выбор и внеситуативное удержание высших для нас ценностей:

 

-                     безымянный и обезличенный атом толпы, которым может оказаться талантливый ученый, хороший писатель, актер, музыкант и т.п., вместе с такими же жаждущий вождя и преклонения перед ним, самозабвенно орущий «Deutschlandüberalles», «hail,Hitler», «я не читал, но я скажу», «крымнаш» и т.п.  

-                     отличность – малейшее отклонение от стандартов толпы, минимальная рефлексия толпообразности и отчуждение от нее, пусть даже в криминальную сторону

-                     индивидуальность – осознание своей особенности и признание за собой таланта, данного не для зарывания в землю, а для приумножения и отдаче Давшему

-                     личность – противопоставление себя толпе, её устоям и канонам, поиск и нахождение своего предназначения, выбор своего жизненного пути

-                     ответственность – принятие на себя ответственности за всё человечество

 

Картина дня

наверх