На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зоткина М. Эссе «Организация деятельности. Позиция организатора».

Цель эссе

В реальной работе мы много говорим о процессе организации чего-либо или кого-либо, а также часто осуществляем эту деятельность. Цель моего эссе - разобраться: а) как это процесс встроен в систему ОРУА, в каких ситуациях он может быть встроен как часть в другие процессы (управление, руководство или администрирование), б) по каким принципам строится процесс организации и в) так ли мы используем схемы организации, правильно ли мы организуем процессы деятельности в реальной работе.

 

Эссе я постаралась выстроить в следующей последовательности:

  1. Место процесса организации в ОРУА.

  2. Процесс организации: задачи процесса, последовательность этапов процесса организации. Результаты процесса организации.

  3. Позиция организатора, действия организатора, его компетенции.

  4. Применение схем организации в деятельности (соотнесение реальной деятельности и схем).

 

Место процесса организации в системе ОРУА.

Процесс организации существует до того момента, пока то, что мы организовывали, не заработало. 

Рис. 1. Взаимосвязь организации, руководства, управления и администрирования.



На принципиальной схеме все процессы изображены отдельно, но в реальности могут быть ситуации, когда один процесс может встраиваться и дополнять другой. Например, «управление оказывается сложной, комплексной и системной деятельностью, которая втягивая в себя все другие деятельности, комплексно и системно их организует»… «очень часто мы руководим, чтобы управлять, или начинаем управлять, чтобы обеспечить руководство…» или «… организационную работу можно включать в управленческую деятельность, рассматривать организацию как средство решения управленческих задач» [2].

Процесс организации

«При организовывании мы собираем нечто. … Мы можем производить организацию за счет состыковки их друг с другом, а можем еще задавать специально связи, скреплять их тем или иным способом. И когда мы проделали такую работу по объединению элементов и установлению между ними определенных отношений и связей, мы эту работу прекращаем, и дальше организованное нами целое может начать жить по своим законам. Но его жизнь по своим законам уже не принадлежит организационной работе, работа по организовыванию состоит только в том, что мы набираем определенные элементы, собираем их и устанавливаем между ними определенные отношения и связи» [2].

Задачи процесса организации.

Я зафиксировала следующие задачи, которые можно решить посредством организации:

  1.  
    • Решение проблемных ситуаций за счет организации коллективного мышления и деятельности.

    • Реализация конкретных решений и задач за счет соорганизации работ и ресурсов и организации общественных изменений.

 

В процессе организации строятся 3 типа схем:

  • Схема позиций.

  • Схема организации работ.

  • Схема объектов, мест.

Элементы.

Поскольку в понятии процесса организации мы говорим, что собираем элементы в единое целое, то нужно зафиксировать, что понимается под словом элемент. «Другими словами, элемент — это не часть. Часть существует, когда я механически разделяю и каждая часть стала существовать сама по себе как простое тело. А элемент — это то, что существует в связях внутри структуры целого и там функционирует. Элемент имеет свойства двух типов — атрибутивные свойства и свойства-функции. Свойства-функции — это те, которые появляются у части, когда мы ее включаем в структуру, и исчезают, если мы ее из структуры вынем» [2].

Последовательность этапов процесса организации.

В общем виде процесс организации можно представить в следующих этапах (см. Рис 2.):

  1. Понять, что именно нужно организовать, что должно получиться в результате.

  2. Определить, описать набор элементов, которые должны быть сконструированы в единое целое.

  3. Определить позиции и людей, которые также нужно собрать в единое целое.

  4. Определить связи между элементами и людьми.

  5. Прописать перечень работ и мероприятий.

  6. Определить необходимые ресурсы (человеческие, технические, информационные, материальные, временные и пр.) для осуществления процесса организации.

  7. Выполнить работы (распределить работы между участниками и проконтролировать их выполнение), используя необходимые инструменты, подходы, методы, навыки и компетенции.

Рис. 2. Процесс организации



Отличия от конструирования.

И организация и конструирование означает собирание чего-то целого из набора элементов, но в чем различия этих процессов. Конструирование – также собирание элементов и простраивание взаимосвязей, но конструирование относится к нечеловеческим объектам (например, конструирование информационной системы из набора разных модулей, конструирование образовательной программы из набора готовых образовательных модулей и пр.).

Результаты процесса организации.

Можно выделить несколько типов результатов (продуктов) процесса организации или на что может быть направлен процесс организации:

  • Организация как объект.

  • Конкретные целевые мероприятия.

  • Деятельности (процессы).

  • Общественные отношения (группы, соц. структуры).

 

Исходя из разных продуктов процесса организации можно попытаться их типизировать (см. таблицу 1).

Таблица 1

Виды организации

Типы продуктов процесса организации

объекты

действия

отношения

Организация деятельностей

Организации, институты,…

Деятельности, процессы, мероприятия,…

Общественные отношения, социальные структуры, группы, команды,…

Организация мышления

Решение проблемных ситуаций

 

Позиция организатора

Как, по моему мнению, должен действовать организатор. Организатор должен иметь перед собой 5 типов вопросов и отвечать на них, чтобы осуществить процесс организации и достичь цели (см. рис.3.):

  1. Для чего организовывать (цели, задачи и ожидаемые результаты).

  2. Что организовывать (элементы, люди).

  3. Как организовывать (перечень работ и мероприятий).

  4. С помощью чего организовывать (необходимые ресурсы).

  5. Посредством чего организовывать (инструменты, методы, навыки, компетенции организатора и участников процесса организации).

Рис. 3. Позиция организатора

 

Навыки и компетенции организатора.

Далее хотелось бы понять, а какими навыками и компетенциями должен обладать организатор. Исходя из типов работ, которые он должен осуществлять, зафиксирую следующие компетенции, которые, по моему мнению, должен освоить организатор. Можно конечно сказать, что организатор должен обладать компетенцией «способность к организации», но я попыталась в более развернутом виде ответить на данный вопрос.

Перечень компетенций:

  • Целеполагание.

  • Анализ ситуации.

  • Конструирование.

  • Готовность к командной работе.

  • Организация группы.

  • Самоорганизация.

  • Планирование.

  • Готовность к коммуникации.

  • Способность к пониманию.

  • Готовность к принятию решений.

  • Постановка проблем и задач.

Но с другой стороны четко зафиксировать перечень компетенций, подходов и методов организатора сложно, т.к. если говорить о методах и подходах, которые может использовать организатор и его команда для решения практической задачи и для достижения результата, то тут скорее можно говорить о способности организатора применять имеющиеся возможности для решения задач. «…не ставится вопрос о правомерности применения того или иного метода и его соответствие объекту. Основными критериями становятся: привычность, умение людей использовать выбранные методы и результативность» [3].

 

Применение схем процесса организации в деятельности.

В реальной деятельности очень часто произносится слово «организация» и используется это выражение в разных смыслах, но не все процессы, которые выполняются можно отнести к процессу организации, например, иногда организации приписываются другие смыслы:

  • «Организовать работу» – сделать, чтобы все выполняли свои функции, и чтобы все работало (это скорее более подходит к процессу администрирования).

  • «Организовать людей» – сказать людям что нужно делать и проконтролировать, чтобы они это сделали (это больше соответствует процессу контроля).

 

Опыт организации

Для того чтобы понять применяю ли я описанную мной схему организации, опишу процедуры, которые я делаю на примере «Организация реализации образовательной программы (ОП)»:

  1. Определение целей ОП.

  2. Определение перечня компетенций и навыков, которые должна обеспечивать ОП обучающемуся на выходе (ожидаемые результаты).

  3. Конструирование ОП (курсы, модули, их последовательность).

  4. Определение ресурсов для реализации ОП (преподаватели, оборудование, аудитории, методический материал и пр.).

  5. Определение работ, которые нужно выполнить – недостающие элементы (разработка новых модулей, поиск преподавателей и пр.).

  6. Распределение работ между исполнителями, контроль их исполнения.

 

В данном случае видно, что при осуществлении этого процесса я отвечаю на выше сформулированные мной 5 вопросов или мест (см. рис 3.), с т.з. которых организатор должен осуществлять процесс.

 

Литература.

  1. Г.П. Щедровицкий. Организация, руководство, управление. http://oru2.narod.ru/book/index.htm

  2. Г.П. Щедровицкий. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления // http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/66565/Shchedrovickiii_-_Putevoditel%27_po_metodologii_Organizacii%2C_Rukovodstva_i_Upravleniya.html

  3. С.Попов. Методология организации общественных изменений // Методологический и игротехнический альманах "Кентавр" http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/26/026PPV1/print

  4. А.Е. Левинтов. Организация и структура. Оргструктура – трагедия организатора http://www.redshift.com/~alevintov/2007/mar/org.htm

  5. А.Е. Левинтов. Самоорганизация как стихийная технология http://www.redshift.com/~alevintov/2006/jun/natr.htm

  6. А.Е. Левинтов. Правило системной саморегуляции http://www.redshift.com/~alevintov/2001/july/system.html

  7. Организация работы предприятия http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/10.htm

  8. Маврикиди. Самоорганизация http://www.chronos.msu.ru/TERMS/mavrikidi_samoorganizatsia.htm

  9. Самоорганизация и самоуправление http://partnerstvo.ru/lib/to/node/45

КОММЕНТАРИИ ЛЕВИНТОВА

Настоятельно и напряженно рекомендуется всем, в рамках ВИАНСы, и за ее пределами, как очень четкое УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по теме «организация». При этом, данное эссе – не пересказ уже известного и сказанного другими. Это выход за существующий фронт.

***** 



Картина дня

наверх