На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Левинтов. Онтология судеб

Онтология судеб

Каждый из нас несет на себе разные культуры: национальную (этническую) культуру, профессиональную, конфессиональную, семейную, культуру места (москвичи культурно отличаются от ленинградцев, жители Измайлова в Москве культурно контрастны арбатским и прочим центровым), культуру эпохи (старшее поколение продолжает соблюдать нормы советской культуры, младшие генерации продолжают не соблюдать никакие нормы). И в культурном самоопределении нам приходится либо перечислять свои культурные принадлежности, либо выставлять приоритеты.

Принципиально то же самое происходит и с судьбами людей: каждый из нас есть совокупность разных судеб, независимо от того. Верим мы в эти судьбы или судьбу вообще, знаем ли мы свои судьбы.

Когда мы говорим о слепоте и жестокости судьбы, мы сильно лукавим – это мы сами слепы и жестоки относительно своей судьбы: либо сознательно и нарочно жмуримся, либо просто невежественны. 

Восстановить контексты и структуры культур в себе и своей жизни можно, хотя это и довольно утомительное рефлексивное занятие. Восстановление судеб гораздо сложнее – нас когда-то, в 20-30 годы прошлого пошлого века специально превратили в сволочей, в сволоченных из разных мест в разные места, чтобы лишить нас корней, чтобы сделать из нас пролетариев, неимущих – ничего, на главное, судеб.

Судьба дается человеку как награда или как наказание. В первом случае мы называем ее фортуной, фартом, удачей, счастьем, во втором – роком, фатумом, юдолью, несчастьем (=нищетой). Есть и третий случай, когда судьба не окрашена никакими позитивно-негативными коннотациями и несет на себе иное, не наградное и не наказательное, содержание: участь, поприще, призвание, предназначение, жизненный путь – как правило, это то, что мы выбираем сами или что приписываем себе.

Как и в случае с культурой, причисление себя к той или иной судьбе – процесс самоопределения. Мы можем говорить о себе как о личности, единственной, уникальной и неповторимой, наделенной единственной, уникальной и неповторимой судьбой. Мы можем говорить о некоторой родовой принадлежности и, следовательно, о том, что на «на роду написано»: это не только и не столько генетическая наследственность, болезни и патологии, сколько довлеющие над нашим родом проклятья и заклятья, грядущие сквозь нас от прошедших генераций к грядущим. Наконец, если допустить возможность реинкарнации души, то и душа наделена судьбой, зависящей от предыдущих инкарнаций. Но если у души – своя судьба, то у нее должна быть и воля – иначе наказание или награда теряют свой смысл.

Наше Я в культуре полифонично, оно полифонично, композитно и в судьбе, при этом анализировать, раскладывать по полочкам свой культурный или судьбенный композит можно весьма условно – он слитен и к тому же в очень малой мере «наш» – это мы сами принадлежим ему, а не он нам.

Всё это может быть представлено матрицей судьбы, которую можно содержательно наполнить:

субъект судьбы

судьба-награда

судьба-наказание

нейтральная судьба

жизнь

праздник

испытание

звено эволюции

личность

талант, счастье, фарт, удача, фортуна

рок

призвание

род

плеяда

проклятье, Каинова печать

династия

душа

зрелость

молодость (незрелость)

карма

...

...

...

...

 

Жизнь, данная в награду – праздник, чтобы с человеком не происходило. Такая жизнь окрашена любовью т неисчерпаемостью, а потому жадностью и всеядностью жизни. И каждый миг, и каждый год жизни – дар, бесценный дар, совершенно бескорыстный дар, потому что ничем за такую жизнь не платишь, даже смертью не платишь, которая сама по себе – тоже дар.

Но у жизни есть и другая судьба – испытание: «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Автор этой идеи и его герой, прототипом которого был сам автор, прожили короткую и мучительную жизнь, мучительно зряшную. Махать шашкой, убивать себе подобных, строить узкоколейки, каждый шаг свой сверять с генеральной линией, быть рабом бредовых идеалов, отвергать любовь ради дисциплины – тяжкое испытание.

«Что такое каторга?»  – спросил я, еще дошкольник, у своей мамы. «Тяжкий и совершенно напрасный труд» – ответила она, не задумываясь. Жизнь многих миллионов и миллиардов людей  за всю историю человечества – унылое каторжное испытание, никому ненужное, бессмысленное и жестокое.

Жизнь биоидна, прежде всего. И потому ее судьба – быть звеном эволюции: родиться, родить (или нарожать) и умереть.

В Америке одна студентка после полугода изучения русского языка, написала эссе «Жизнь и творчество Достоевского». Она нарисовала вертикаль, внизу которой поставила 1821, а вверху – 1881. Слева от этой вертикали – события жизни Федора Михайловича, а справа – даты написания важнейших произведений писателя. Всё эссе заключалось в одной фразе: «творчество Достоевского не имеет ничего общего с его жизнью».   

Всё, что даётся личности судьбою – es gibt – «дано» во всей неопределенности естественного, внешнего, целокупного, того, что в философии обсуждается как Gegnet, гегнет. Гегнет – это даже не среда, нечто переменчивое, изменчивое и изменяемое нами. Гегнет дается как данность, с которой не поспоришь и из которой не выйдешь и не вырвешься, даже если обстоятельства превратят нищего в принца, Золушку в принцессу, а шпиона в президента.

Гегнет проявляет себя в призвании, где данность вступает в унисон с нашей волей. Талант нам дан – но его надо найти в себе. Зов Бога, даже громоподобный и требовательный – надо услышать и внятно понять. И встать и пойти за ним. И не уклоняться в маловерии в себя и свой талант. Мы все – Лазари. Бог в состоянии воскресить нас (и Он это делает с каждым из нас), но встать, забрать свою постель и пойти – должны мы сами. Призвание неисчерпаемо – на следование ему и дана нам жизнь. И чем бы жизнь ни кончилась – призвание должно исполняться как долг.

В отличие от предназначения.

Исполнил свое предназначение – и ты свободен от него. Так престарелый Симеон, символизируя собой неискупленную ветхозаветность, дожидается в Иерусалимском Храме сорокадневного младенца Иисуса, носителя Нового завета – и тем исполняет своё предназначение, после чего тихо и радостно отходит с миром. Предназначение всегда символично. Вот пример: Моисей выводил свой народ из Египта в землю Обетованную 40 лет, а Святое семейство свершило этот же, но не one way, а round trip всего за сорок дней, в которые уместилась и мучительная смерть «второго фараона», Ирода Великого. Ветхий и Новый Заветы полны этими двойными символами, символическими фигурами и действиями.       

Мы томимся своим предназначением и обычно та и умираем, не зная, исполнили ли его и в чем, собственно, оно состояло. Ведь, может, мы были нужны только для продолжения его рода и трансляции наград либо наказаний своего рода, либо династической трансляции. 

Талант – увесистый и долговечный дар; счастье, удача, фортуна, фарт – эфемеры, летучие и эфирно невесомые, порою даже не замечаемые нами: пролетел за спиной, мимо нас кирпич с крыши, а мы и не заметили своей удачи. Впрочем, мы и неудачу не успели бы заметить...  

Еще увесистей и зримей рок, сгибающий наши плечи и нашу волю. Рокот и рок – слова неродственные, этимологически несвязанные, но очень созвучные. Рок рокочет нам своими предзнаменованиями, зарницами неизбежного – еще не знаем, что нам несут и чем грозят рокочущие зарницы, но знаем – грядет нечто, от чего не увернуться. Древние греки особо остро чувствовали рок – и создали на идее рока трагедию как жанр. Рок довлел над Атридами и царем Эдипом, Гераклом и Зевсом, Ахиллом и Орфеем.

Рок перерос наши личности и теперь висит над нами как нацией и народом – добезобразничались. И жалки и смешны потуги что-то поправить, изменить, улучшить: покойнику марафет наводят для остающихся и провожающих – не для него. Этот рок – уже не рок, а родовое проклятье.   

Награда рода – плеяда выдающихся личностей, прославляющих его. У нас это – дворянские и купеческие роды: Толстые, Голицыны, Обленские, Нарышкины и многие другие, исполненные благородства, отваги и преданности; Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Мамонтовы, Сватеевы и другие, давшие образцы предприимчивости, честности и благотворительности. Плеядой лучших людей рода гордятся, стараются подражать, боятся запятнать своим беспутством и никчемностью. Не хронологической историей и ветвистостью рода надо дорожить, но плодами с этого родового древа, лучшими плодами, блистательной плеядой.

Бог и природа милостивы – проклятья рода выражаются чаще всего в его прекращении и угасании. Быть последним или последней в роду (Эпикаста, дочь Авгия, семья Николая II) – печальная участь и судьба, но всегда – справедливая – может, самая справедливая в этом обуреваемом несправедливостью мире. И мы забываем, не помним и не знаем эти проклятые и пресекшиеся роды...

Особая тема – династичность рода.

В моем роду учителя – всего в двух поколениях, но просветители и образователи – с прапрадеда. И себя я вижу просветителем, а не преподавателем или учителем, хотя и учительствую и преподаю.    

Династичность – наследственное, но не генетическое, а скорее по семейной, родовой культуре. В наши, не самые чистые дни, династичность часто формируется искусственно: дети киноактеров, пусть и бездарные, но идут в театральные и киновузы, дети адвокатов – на юрфаки, дети врачей – в медицинские, и только сукины дети становятся кобелями, министрами и губернаторами.    

Странствия души – особые странствия. Они могут быть бесцельными блужданиями – у незрячих, слабых, безвольных душ, перерождениями, коптскими вверганиями души в плоть до тех пор, пока она, душа, не пройдет путь совершенства по бесконечным хождениям по мукам – и вот тогда прекратятся возвращения на землю, и душа окончательно растворится в блаженстве и вечном покое Духа.

Коптские воззрения и близки и противоположны буддистским. И там и там бесконечность превращений, и там и там «гуны вращаются в гунах», и там и там карма обрывается совершенством, но у коптов дается one way ticket и нет эволюционных петель, а буддизм допускает инверсию инкарнаций – и за грехи и злодеяния душа может возродиться уже не в человеке, а в звере или даже бессловесном растении.

Двадцатый век вошел в историю человечества как самый душегубский. Две мировые войны унесли, не считая прочих войн и ГУЛАГов, несколько сотен миллионов жизней. Душевно-духовный баланс был явно нарушен – чтобы наделять душами новых людей, жадно, миллиардами врывающимися в жизнь, пришлось мобилизовывать душевный материал животных, а, так как и этих уничтожалось и уничтожается в несметных количествах, то рекрутировать и души зверей, простейших, может быть, даже растений, если и они одушевленны.     

И эти молодые, звериные души в людях, неопытные, незрелые, падкие, неразумные и невразумительные, лишь слегка гуманизированные, теперь доминируют в обществе, поражая своей непредсказуемостью. Они – наказание себе и миру за грехи и преступления мира.

Души зрелые, старые, ветхие кротки и мудры. Они смотрят на нас из глаз малышей и детей, умиляя и успокаивая нас: «всё будет хорошо, как бы мало нас ни было».

Решающим в судьбе души (а душа – христианка, ведь это кто-то очень правильно подметил) является ее воля. И воля души – совесть. Она толкает душу к совершенству.

Душа обливается стыдом и кровью – ежедневно. И если ленится это делать – черствеет. Вот почему во всех религиях молитвы и бдения души ежедневны, многократны и постоянны.

Та строчка, что в матрице идет последней и отмечена многоточиями, на самом деле, возможно, множество строк.  Например, мы все – осколки и мельчайшие фрагменты Космического Разума, а потому наше мышление, наше табло сознания, возможно, имеет свою судьбу, свои награды и проклятья, свои назначения – в мире идей. Но – кто знает, сколько там еще строк и миров? 

 

Картина дня

наверх