На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пять эссе о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer). И. Никитин

Креатив, его результаты, их оценка.

Здесь должно быть вступление к работе, скромно объясняющее ее высокую значимость, но я начал писать эссе сразу со второго абзаца, а когда закончил его – понял, что не могу сформулировать, почему именно эта тема показалась мне интересной. Хотелось вынести на обсуждение что-то, что мне кажется не очень очевидным, отчасти даже спорным, в чем я сам не смог до конца разобраться.

Различение между креативом и творчеством мне интуитивно кажется понятным на примере графического дизайна в его сопоставлении с живописью. Художник пишет картины, но о продуктах деятельности дизайнера – логотипах, корпоративной символике, рекламных листовках – невозможно сказать, что они были написаны. Их нарисовали.

Даже очень хорошие, гениальные решения в области промышленного или графического дизайна, известные на весь мир – будь то бутылка Coca-Cola или логотип bp – размещены в своих музеях, обособленных от мест хранения лучших (да и посредственных) продуктов творческой деятельности. Креатив – это творчество со стойким запахом бизнеса. Я долго был связан с рекламным бизнесом, где есть твердое убеждение, жестоко подтверждаемое практикой: чем выше художественная ценность рекламного продукта (например, победы на биеннале), тем ниже социальный и коммерческий успех этого продукта.

Но современный бизнес стремится описать свою суть себя в терминах бизнес-процессов, с присущими им атрибутами – уровнями, задачами, барьерами, а также ресурсами и результатами. В действительности, что может быть ресурсом для творчества? Мир знает гениальные творения бедняков (Поль Гоген), немощных (Эрже), сумасшедших (Ван Гог). Как можно измерить результативность творчества? Мы называем шедеврами картины, стоившие некогда дешевле холста, на котором они были написаны, порою – за считанные дни («Желтый Христос», Гоген, 1889).

Я полагаю, что, в отличие от плодов творческого порыва, результаты креативной деятельности можно подвергнуть качественной оценке с учетом того, что можно назвать мастерством исполнения. Передовые и наиболее динамично развивающиеся сферы деятельности всегда отличались тем, что знания, составляющее их теоретический каркас, являются недостаточно структурированными для быстрого освоения неофитом. Таковой была биохимия 19 века, таковой является современная нейробионика. В период этой содержательной разрозненности смелое решение, ведущее к расширению системы знания или повышению ее упорядоченности, будет воспринято как креативное. Но есть некоторый временной лаг, когда знание уже сконцентрировано в достаточной степени для освоения деятельности, но еще недостаточно распространенно, чтобы стать общедоступным и обыденным. В этой ситуации креативность как внешняя характеристика результатов деятельности вчерашнего неофита, прошедшего элитарную теоретическую подготовку, будет ничем иным как высокой оценкой мастерства исполнения.

Вот еще одна пара понятий, никем почему-то не рассматриваемых: мастерство и творчество. Мы часто встречаемся с пустым творчеством (детей, обезьян, слонов и др. квазиразумных существ) и исполнительским мастерством, напрочь лишенным творчества. Писатель с отсутствующим мастерством называется графоманом. В ряде деятельностей творчество без мастерства профессионально запрещено (например, зодчество и архитектура, ювелирное дело и т.п.)

Кстати, приведенные примеры из науки являются не единственно возможными. Подобное заключение можно сделать, скажем, воссоздав историю развития малой прозы. Известного новеллиста Моэма принято считать основоположником жанра, который на исходе творческого пика автора был изучен уже столь досконально, что студентов-литераторов в Европе и США стали учить написанию рассказов и новелл согласно каноническим представлениям о сюжете, возможных действующих лицах, структуре повествования и других атрибутах произведений, претендующих на популярность [1, стр. 6]. После 1950 число новых креативных новеллистов сходит на нет, но между 1930 и 1950 таковыми успели стать Соммерфилд, Лессинг, Олдридж и еще десяток англоязычных авторов.

В Америке я часто встречал, что писатели и поэты ведут курсы по литературоведению, рефлексируя собственное творчество (Бродский, Дружинин, Аксенов и др.). Это хорошо в замысле, но при исполнении часто превращается в «памятник себе»

Мне кажется, имеет некоторый смысл привести здесь пример того, как на практике осуществляется оценка креативности сотрудников в бизнес-структурах, креативных по смыслу и призванию. Едва ли не самый популярный (не значит лучший) в этой стране графический дизайнер и директор одной из «престижных» дизайн-студий пишет о своем способе оценке креативных способностей сотрудников – подсчете «единиц смысла»:

«Единица смысла должна быть интеллектуально калорийной. Хорошая идея, интересная мысль, новый прием — единицы смысла. Стостраничный брендбук тоже считается единицей смысла, но не по единице за страницу, а весь целиком. Морда сайта, нестандартный ход в верстке, остроумный способ крепления куба к конусу — единицы смысла. Мысль «а давайте напечатаем наш логотип на салфетках» — не засчитываем. Придуманный логотип является единицей смысла, а его размещение на бланке и конверте, как правило, — нет» [2].

Этот текст показался мне очень релевантным теме предстоящего модуля. Нет возможности привести описание автором его подхода полностью, однако после его прочтения очень ясно ощущается незначительность различий «творческих» и любых других профессий в плане требования к креативности профессионала. Мэтр в своем деле, стремящийся сохранить свой статус, вынужден быть креативным – и не важно, чем является его дело. Даже если дело заключается в борьбе против проявлений креативности, мэтры будут вынуждены креативничать, изобретая новые способы своей работы.

Чем могут помочь остальные? Прежде всего, разумеется, взращиванием собственной способности генерировать смысловые единицы. Почему бы не поставить себе целью написать эссе к отдельно взятому АСК, скажем, к 30-му на 5* (4*, 3* – планка должна устанавливаться самостоятельно, главное чтобы она стояла), предприняв не менее 3х (4х,
5ти …) попыток?
Хорошая идея: так поступили перед АСК в Греции Гальцев (три версии эссе) и Левинтов (два эссе, одно в двух версиях). Присоединяйся!

«Лучший способ найти хорошие идеи – найти много идей и выкинуть плохие» 1 [3] Еще бы знать, какие они, плохие идеи… . А лучший способ найти много идей – найти много людей с идеями. Личность может быть творческой, и индивид может полагать себя таковой личностью. Креативность не является подобным личностным атрибутом, присущим «человеку-в-себе», она сопряжена с некоторой внешней оценкой или хотя бы суждением. Потому, как мне кажется, важным персональным вкладом каждого в копилку командного креатива является открытая публикация собственного мнения. Но с этим, вроде бы, особых проблем и нет – по крайней мере, я не могу припомнить случая, когда кто-либо уходил от обсуждения ввиду закомплексованности или принципиального индивидуализма.

Несмотря на то, что я не чувствую, что в полной мере раскрыл интересующую меня проблематику, мне кажется, что качественная оценка креатива является: а) принципиально возможной и, вместе с тем,
б) необходимой компетенцией команды вне зависимости от того, считаем ли мы его чем-то, что заслуживает особого стремления или, напротив, избегания.

Источники:

  1. Моэм С. Избранные произведения в двух томах. Том 1 — М: Радуга, 1985. — 560 с.

  2. А. Лебедев. Ководство. §148 (Единица смысла). 2008г.  http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/148/

  3. Полинг Л., Икеда Д. Вся жизнь в борьбе за мир. Диалог / Пер. с англ. Ю. М. Канцура — М.: Издательство МГУ, 2004. — 144 с. — ISBN 5-211-05034-7.

КОММЕНТАРИИ ЛЕВИНТОВА

Эссе Никитина всегда читать легко и интересно – они креативны, а на сей раз эссе еще и позитивно, с интенцией сработать на общий стол.

1 В оригинале: «The way to get good ideas is to get lots of ideas and throw the bad ones away».

Картина дня

наверх