На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Александр Левинтов Верующий и верящая

О, это совсем, далеко совсем не синонимы.

Верящий – совершенная форма, верят слепо и полностью, бесхитростно, без сомнений, на глубоком и искреннем уповании. Верящий верит бездоказательно, беспричинно и совершенно бескорыстно. Верящий – свидетель Бога, а не его проповедник. Верующий – несовершенен, он – на пути к вере, на трудном пути, в рытвинах сомнений и преткновений, в бунтах и Богоборчестве, соблазнах и горестных осознаниях своей греховности.

В Евангелии от Луки дан разительный пример различия верующего и верящей. Захарию, будущему отцу Иоанна Предтечи и, спустя пять месяцев, племяннице его жены Марии с одной и той же благой вестью о рождении сына. У обоих были все основания для усомнения: Захария и Елисавета оба стары, а Елисавета к тому же и бесплодна была до того, Мария же не знала мужа и оставалась девственной:

Захария (Лк.1.18-20)

Мария (Лк.1.34-38)

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнáю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время.

 

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый сойдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим; вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.

 

Поразительны и результаты для Верующего и Верящей: Захария пронемотствовал до девятого дня от рождения Иоанна, до обряда обрезания и нарекания младенца. Младенец же стал великим пророком и Предтечей своего двоюродного брата, Иисуса, Сына Божия.

Мария не только поверила в своё беспорочное зачатие, но и тут же поспешила к своей тётушке Елисавете поприветствовать её беременность: «Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа. И воскликнула голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1.39-42). Примечательно, что не от Марии Елисавета узнаёт о её беременности, а от Духа Святого, по вере своей.

Такую же силу веры проявляет и Авраам.

На горе Мориа Исаак спрашивает отца про жертвенное животное (каким является сам Исаак) и получает в ответ слова, которые можно воспринимать как кредо Авраама: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой" – для Бога это также просто, как настрогать сынов Авраама из камней пустыни через две тысячи лет после смерти патриарха. Потому что "И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". (Мтф., 3.9), потому что Иисус, кстати, испытывавший и искушения, и сомнения, и трепет, заявляет: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8.58) и даже «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Мтф. 22.32)

Кредо христианина не «верю», но «верую». Это смиренное и честное признание собственного несовершенства и несовершенства своей веры, признание того, что каждый из нас не достиг, но стоит на пути достижения Бога.

И в заключение: не зря в заголовок поставлены два эти причастия в мужском и женском роде: женщинам по природе их дано больше веры, они бесхитростно и тем совершенно верят, в отличие от вечно сомневающихся, робких в вере, постоянно рефлектирующих мужчин. Зайдите в любую церковь – и в службу и вне службы здесь явно преобладают женщины. Загляните в списки преданных анафеме и еретиков – здесь явно доминируют мужчины. Поистине «блаженны дети» (Мтф.), ибо они – ещё среднего рода (и дитя в русском языке, и das Kind, das Knabe и das Mädchen – ребёнок, мальчик, девочка, всё – средний род). К этому, наверно, и надо идти.    

Картина дня

наверх