Надо сразу сказать, что эти два понятия, с первого взгляда синонимичные почти до тождества (всё дело только в этимологии слов), различны, поскольку принадлежат разным мирам. Первое употребительно в философии, системе образования и идеологии, второе – в философии и методологии.
А теперь – о принципиальных различиях по существу.
Мировоззрение – система взглядов и представлений человека о мире и своём месте в нём. Мировоззрение может быть религиозным, атеистическим, мистическим, философским, научным, инженерным, художественным, профессиональным и так далее. Человек может вполне совмещать в себе коллаж из нескольких мировоззрений, только со стороны кажущийся противоречивым: можно иметь научное, философское, материалистическое и профессиональное мировоззрение одновременно. Мировоззрение выражаемо – в правилах, точках зрения, убеждениях, ценностях, принадлежности и т.п. Мировоззрение допускает и такие крайности субъективизма как представление о мире, лишь приснившемся субъекту.
Онтология подобно рефлексии, существующей и в психологии и в философии\методологии, а потому сильно разнящейся в этих двух действительностях, рассматривается здесь как философская сущность и как методологическое понятие.
В философии принято рассматривать онтологию в паре и в противопоставлении с гносеологией (учением о познании) и эпистомологией (частью гносеологии, учением о научном познании). В этом смысле онтология занимается проблемами мира за пределами и границами сознания, субъекта, Я.
К методологическому понятию онтологии гораздо ближе другой, более тонкий смысл философской методологии: изучение законов, общих и для объективного, и для субъективного мира. Такова, например, онтология природы и культуры человека.
Наконец, методологическая онтология рассматривается как конструктивная часть мышления, порождаемая логикой и порождающая логику. Основным содержанием методологической онтологии являются понятия в своей непротиворечивой совокупности.
В отличие от мировоззрения, методологическая онтология в принципе неописуема: либо у человека нет понятий – и тогда у него нет и онтологии, либо эти понятия есть, но их такое множество, что представить их просто невозможно. Тезаурус понятий подобен лексикону: мы не можем перечислить свой лексикон, но он представлен в нашей письменной или устной речи, он доступен для внешнего наблюдателя и коммуниканта.
В методологии одним из базовых требований является предьявление онтологического пространства мыслительной работы и ортогональное ему предъявление организационного (организационно-деятельностного, организационно-позиционного пространства). Особой процедурой является интерпретация онтологического пространства в позиционном и наоборот.
Кроме того, существует понятие онтик – рабочих технических средств-представлений, не имеющих статуса базовых или предельных, подобно рабочим понятиям, построяемым и используемым для конкретных мыслительных разработок.