На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Создатели великой русской культуры. Шишкин И.И

" Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок" Шишкин И.И.

Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы. Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее.

В картине «Рожь» колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы.

Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы («Дубы»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стройные золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор»,

«Корабельная роща») 

Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный характер.

Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина.

Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями».

Его картины, широкие по размаху и эпические по строю, воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы.

Это был маленький экскурс по картинам. С него я хочу начать свою рубрику «Создатели Великой Русской культуры». Конечно мы знаем эти картины. И знакомство с ними начали еще в школе. Но, возможно удастся взглянуть на картину в целом, а не по кусочкам. И понять, что искусство это не просто отдельно художники , писатели, поэты, музыканты. А все вместе . И все они формировали понятие Русь и русская культура.

* * *
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Федор Тютчев
Слово- Логос. С ним с самого начало все так запутанно. Что мы не только не можем угадать как нас поймут, мы еще и свои мысли выразить часто не можем ( не хватает образности).
Вот и получается, что люди искусства это те, кто не утратили связи между тем, Что хотят сказать и Как говорят. Содержание передается на прямую воспринимающему, через эмоцию и образ. В этом отношении очень показательны картины.
А что мы понимаем или воспринимаем в картинах Шишкина? Связь Русского Былинного ( русского характера и самосознания) и Русской Природы которая передает в ощущениях эту связь, через его картины. И Три могучих Дуба у Шишкина как Три Богатыря у Васнецова ...

Дуб для Шишкина не был только могучим деревом, он был символом через который он передавал свое представление о России и Русском духе.

Из словарей : дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью.
Дубыня (Д., Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, Великодуб и т.п., а также Дугиня, который любое дерево «в дугу  
согнёт»), "дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт».

Картина дня

наверх